боян-2000: Москва ’99 (взгляд на 99-й из 2006-й) (БГ №8 (156) 2006 )

Son of the Bitch», татуировки с Пушкиным etc.

Они были совсем другими. Они нажимали на кнопку звонка указательным, а не большим пальцем, потому что SMS еще не придумали. Они знали: суши-бары и кофейни — очень модно, DVD — очень дорого, ипотека — выдумка, боулинг — лучшее развлечение. Они — это мы в 1999-м. Кажется, что год этот был совсем недавно: не 1992-й, даже не 1998-й. На самом деле — просто другой мир. В Москве 12 кинотеатров, вместо мобильных у всех пейджеры, нет евро, никто пока не думает о террористах. Не открылось Третье кольцо, только строится IKEA, никто не летает из Домодедово и не знает про Шнура. А Ельцин — наш президент. БГ вспоминает забытые ощущения, события и лица 1999 года. Года, когда все только начиналось.

 

Другое телевидение

На ОРТ, еще не ставшем Первым каналом, Сергей Доренко мочит Лужкова и Примакова. По НТВ идут «Куклы», «Итоги» с Киселевым, «Итого» с Шендеровичем и «О, счастливчик!» с Дибровым. Любители сериалов делятся на тех, кто смотрит «Улицы разбитых фонарей» и «Секретные материалы»; Юлия Меньшова ведет ток-шоу «Я сама» — уже без Маши Арбатовой. Половина депутатских запросов и 70% шуток в КВН посвящены передаче «Про это» с Еленой Хангой. И абсолютно все смотрят «Знак качества» по ТВ-6.

Средняя стоимость чашки эспрессо в 1999 году

25р.

DVD Vs. VHS

Первые DVD появились в Москве в 98-м: стоили они 50 долларов, а DVD-плееры предлагали по тысяче. За год ситуация изменилась ненамного: даже в Европе на DVD выходит лишь 12% всех фильмов, в Москве же ассортимент совсем крохотный — согласно официальной статистике, 300 названий. Зато те, кому удалось достать только-только вышедший диск с «Ведьмой из Блэр», обнаружили, что на нем записаны сразу три альтернативные концовки. Хвастаться такой штукой можно было бесконечно.

6 самых рейтинговых телесериалов

(По данным Национального института социально-психологических исследований)

  • «Улицы разбитых фонарей», ОРТ
  • «Жестокий ангел» (Бразилия), ОРТ
  • «Ее звали Никита», НТВ
  • «Богатые и знаменитые», РТР
  • «Неделя в Санта-Барбаре», РТР
  • «Мистер Бин — черная змеюка», РТР

    Пейджеры

    Не МТС и не «Билайн», а пейджинговые компании — главные рекламодатели сезона. Пейджеры и не думают сдавать позиции: сотовая связь все еще чересчур дорога. В самом конце года пейджер появляется у московского мэра — москвичи могут слать «абоненту 2000» свои жалобы и предложения.

    Суши

    До 1999 года о японской кухне москвичи точно слышали, но толком не пробовали: рестораны типа «Фудзи» и «Изуми» мало кому были по карману. Все изменилось с открытием «Планеты суши» и в особенности «Якитории» на «Белорусской» — первых суши-баров для среднего класса. Цены в «Якитории» начинались от 30 рублей. Хиты продаж — суши с лососем, суши с креветкой и калифорнийские роллы. В ходу диалоги на тему «Как правильно — суши или суси» и рассказы о людях, которые требуют к мисо черного хлеба.

    Кофейни

    Первопроходец жанра — Coffee Bean на Кузнецком Мосту — открылся еще в 1996-м, но настоящий бум кофеен случился именно в 1999-м: появился первый «Кофе Хауз» в галерее «Актер», Zen Coffee, «Кофе In», громадный «Кофе Тун», Coffee Bean в Филипповской булочной, кондитерская «Александрия», «Манер» в Манеже… В кофейнях сидит полгорода, в них совсем не зазорно назначать деловые встречи.

    Ипотека

    О необходимости введения ипотеки говорили и прежде, но в 1999-м, после принятия Закона «Об ипотеке», заговорили смелее. Дальше разговоров дело не идет: кредиты выдают несколько самых отчаянных банков под 15—20% годовых и с кучей дополнительных грабительских условий. Новостройки не кредитуют в принципе, риелторы ипотеку тихо саботируют. Граждане тоже не торопятся: весь год бытует мнение, что жилье, подешевевшее после кризиса, будет дешеветь и дальше.

    Средняя стоимость квадратного метра в конце 1999 года

    $700

    Евро

    В московских газетах публикуют первые эскизы купюр и непривычного значка евро — новой европейской валюты, которую вскоре должны ввести в оборот. Слухи ходят самые разные: то ли после этого доллар рухнет, то ли наоборот — взлетит до небес. Еще все обсуждают, как будут называть новую валюту. Доллар — это бакс, а евро? Самая популярная версия — «евреи».

    Новое русское пиво

    Этот год русские пивовары вспоминают до сих пор. После кризиса доля импортного пива сократилась с 20 до 2%, а за освободившуюся нишу началась красивая широкомасштабная война. Построено сразу несколько гигантских пивоварен, на рынок запускаются бренды «Старый мельник», «Бочкарев», «Золотая бочка» и пиво «Пит» со смешным пивоваром Иваном Тарановым.

    Кредитные карты

    На рынке появляются первые доступные кредитные карты. Незаметно наделать долгов становится сильно проще.

    Top-15 радио «Максимум»

    1. RED HOT CHILI PEPPERS «SCAR TISSUE»
    2. GARBAGE «YOU LOOK SO FINE»
    3. MADONNA «NOTHING REALLY MATTERS»
    4. TEXAS «SUMMER SON»
    5. ROXETTE «WISH I COULD FLY»
    6. SEMISONIC «SECRET SMILE»
    7. SIXPENCE NONE THE RICHER «KISS ME»
    8. THE CRANBERRIES «ANIMAL INSTINCT»
    9. GEORGE MICHAEL/MARY J. BLIGE «AS»
    10. BRYAN ADAMS/MEL C «WHEN YOU’RE GONE»
    11. BRITNEY SPEARS «BABY ONE MORE TIME»
    12. RICKY MARTIN «LIVIN’ LA VIDA LOCA»
    13. BACKSTREET BOYS «I WANT IT THAT WAY»
    14. ROBBIE WILLIAMS «STRONG»
    15. BLONDIE «MARIA»

    Янки, гоу хоум!

    Газета The Exile — главный рупор столичных экспатов — превратилась в юдоль скорби: говорят, московские девушки перестали давать гражданам США! После бомбардировок в Косово посольство США закидали яйцами и пузырьками с чернилами и даже расстреляли из гранатомета; нескольким экспатам в разных заведениях Москвы сгоряча дали по морде. Кончилось тем, что посольство усилило охрану, а в Россию не приехала сильно перепуганная группа Kiss.

    MP3

    Весной популярным интернет-обозревателям еще приходится объяснять, что mp3 — это такой новый формат сжатия данных, очень удобный для передачи музыки по сети. Осенью посетители Горбушки уже с недоверием рассматривают CD-ROM типа «Все альбомы Led Zeppelin», а также первые mp3-плееры.

    «Афиша»

    В начале апреля выходит первый номер журнала «Афиша. Все развлечения Москвы». В журнале освещается деятельность 12 столичных кинотеатров и 22 кафе, рецензируется новый роман Пелевина, рекламируется новая коллекция Dr. Martens, кепки Kangol и женская обувь с загнутыми носами, описывается магазин «База 14» с отличными выбором одежды Сhevignon и Levi’s и предсказываетс>я мода на сумки-карманы.

    Пушкин-200

    Самый оглушительный и смешной из официальных юбилеев — весь год от пушкинских бакенбард некуда деться. Строчками из школьных учебников завешана вся Москва. Популярный глянец — «Ом», «Птюч» и «Матадор» — запускает сразу несколько дизайнерских проектов: майки с надписью «Pushkin. Son of the Bitch», татуировки с Пушкиным etc. Фестиваль «Push Push King 2» пририсовывает Пушкину дреды. Самым неочевидным следствием юбилея становится открытие на Тверском бульваре кафе «Пушкин», которое немедленно становится главным рестораном города. Уже спустя полгода кажется, что этот особнячок стоял тут вечно, представить без него Москву решительно невозможно. При этом ресторатор Деллос имел в виду старую песню Жильбера Беко «Натали», в которой упоминается Москва и кафе «Пушкин». Беко поет на открытии и всем происходящим заметно удивлен.

    Земфира

    Песни «СПИД» и «Ариведерчи» никому не известной дебютантки из Уфы всю зиму крутят на радио. В прессе пишут, что Земфира Рамазанова, возможно, подвинет Линду — самую популярную на то время певицу. В апреле, еще до выхода дебютного альбома, Земфира попадает на обложку «Ома». Официальный тираж дебюта на CD составит 60 тысяч копий; неофициальный подсчитать невозможно. Уже понятно, что ниша главной певицы страны, пустующая со времен Агузаровой и Пугачевой, наконец-то занята.

    Генплан-99

    Обнародован Генплан развития Москвы. Главное — строительство Москва-Сити и Третьего транспортного кольца. Крупные развязки построят в районе площади Гагарина и Сущевского Вала, а под Лефортово пророют тоннель. План также предусматривает обустройство промышленной зоны с газгольдерными башнями за Курским вокзалом. Москвичи тем временем обсуждают, что «Интурист» взорвут, на Покровке появится артхаусный кинотеатр, Домодедово реконструируют, а Центральный детский кинотеатр им. Бахрушина переоборудуют в мультиплекс с железной дорогой.

    Push Push King 2

    Выборы мэра Москвы стали последним ярким всплеском разбазаривания политических денег на разную смешную ерунду. Бюджет кандидата в мэры Сергея Кириенко был потрачен на трудоустройство практически всей творческой интеллигенции города Москвы: они устраивали поэтические вечера и концерты, выпускали газеты, редактировали справочник «Неофициальная Москва» и рисовали Лужкова в виде бобра. Апофеозом стал фестиваль «Push Push King 2» в Нескучном саду, на который привезли регги-даб-легенду по имени Mad Professor. Все жутко напились и накурились. Было очень весело.

    Боулинг

    Игра в боулинг внезапно становится главным городским развлечением. Боулинг-клубы растут как грибы. Этому немало способствует появившийся на видеокассетах «Большой Лебовски».

    Музыка

    Сюрпризом лета стала неожиданная популярность песни «Убили негра» группы «Запрещенные барабанщики». Очень плотно, почти столько же, сколько Шура и группа Hi-Fi, гастролируют только что появившиеся Михей и «Джуманджи». Свой первый альбом презентует 16-летняя девушка по имени Алсу. Изо всех ларьков доносится Рики Мартин. В Москве дает первый концерт питерская группа «Король и Шут». На корпоративных вечеринках пользуются успехом Лика, «Танцы минус» и «А-мега». Продюсеры спешно создают бойз-бенды: с «Иванушками International» теперь конкурируют «Премьер-министр», «2+2», «Тет-а-тет» и «Отпетые мошенники». Все слушают «Californication» — новый диск Red Hot Chili Peppers. Еще стало жутко модно слушать джаз: в 1998 году в Москве было два джазовых клуба, в 1999-м их стало одиннадцать, за год прошло целых семь джазовых фестивалей.

    Миллениум

    Весь год идет подготовка к встрече нового века. Все ожидают техногенной катастрофы, получившей название ошибка-2000. Марат Гельман организует Комитет по встрече нового тысячелетия. На Пушкинской площади устанавливают громадное табло, отсчитывающее дни и минуты до конца года. Катастрофы не происходит, а табло с 1 января внезапно начинает все считать заново.

    Стоимость 50 г водки в «ОГИ»

    25 р.

    Гонорары артистов за концерт (лето 1999-го)

    «Маша и медведи» — $3000; Михей и «Джуманджи» — $2500—3000; «Cплин» — $2000—2500; Земфира, «Воплi Вiдоплясова» — $2000.

    Тер-Оганьян

    В Манеже в рамках выставки «Арт-Москва» Авдей Тер-Оганьян проводит перформанс «Юный безбожник» — рубит топором иконы. Разгорается невероятный скандал, в результате которого Тер-Оганьян спешно эмигрирует в Прагу. С этого момента у современного искусства начинаются проблемы с православной общественностью.

    Нападение в синагоге

    13 июля 1999 года 20-летний студент Никита Кривчун ворвался в Большую хоральную синагогу и нанес 11 ножевых ранений коммерческому директору Еврейского культурного центра Леопольду Каймовскому. Студента признали психически больным. При обыске у Кривчуна изъята книга «Еврейская оккупация России».

    10 самых популярных клипов на MTV

    RICKY MARTIN «LIVIN’ LA VIDA LOCA»
    SCOOTER «I WAS MADE FOR LOVIN’ YOU»
    OFFSPRING «PRETTY FLY (FOR A WHITE GUY)»
    SAVAGE GARDEN «BREAK ME SHAKE ME»
    PRODIGY «SMACK MY BITCH UP»
    «РУКИ ВВЕРХ» «БЕЗ ЛЮБВИ»
    CARDIGANS «MY FAVORITE GAME»
    «ИВАНУШКИ INTERNATIONAL» «СНЕГИРИ»
    «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» «ВЛАДИВОСТОК 2000»
    TARKAN «SIKIDIM»

    «ОГИ» и «Китайский летчик»

    Наконец-то интеллигентной публике есть где выпить и послушать музыку. На «Чистых прудах» открывается «ОГИ», на «Китай-городе» — «Китайский летчик Джао Да» и «Запасник», на Тверской — «Бункер», а в переулках «Новокузнецкой» — культурный центр «Дом», первая концертная площадка, ориентированная на этнику и разнообразный авангард. «Вермель», «Бедные люди» и «Кризис жанра» заметно сдают позиции.

    «Матрица» и «Звездные войны»

    Главные кинопремьеры года.

    Акунин

    Одна за одной выходят книги о похождениях Эраста Фандорина. Кто скрывается за псевдонимом, по-прежнему никто не знает. «Слухи о загадочном литераторе Б. Акунине давно будоражат читающую Москву. Между тем при должном рвении личность г-на Акунина легко угадать: в новой повести о неотразимом сыщике лукавый автор даже называет свою подлинную фамилию, пользующуюся неколебимым почтением среди любителей иностранной словесности. Берегитесь, г-н Акунин! Мы вас разгадали!»

    Из рецензии на книгу «Особые поручения». «Афиша», 1999

    «XIII» и «Цеппелин»

    Москвичи ходят в «Джаз-кафе», «Галерею», «Гараж» и «Пропаганду» и разговаривают об упадке клубной культуры. На самом деле все только начинается: в 1999-м открываются «Цеппелин» и «XIII», «Парк» и «Лекс», дочернее предприятие «Пропаганды» — «Граммофон», «Куклы», «Слава», Studio c саунами на верхнем этаже и поражающий всех «Вирус» с громадными видеопроекторами. Особенной популярностью пользуются рассказы о клубе «Ме100» — заведении с жестким фейсконтролем, которое каждый месяц переезжает с места на место.

    Стоимость 50 г виски Red Label в клубе «Галерея»

    500р.

    Дикая наружка

    Наружная реклама внезапно начинает совмещать функции политплаката, шифровки и поздравительной открытки. Рекламные щиты предлагают запретить или разрешить загадочный толлинг, размещают комикс про Маленького принца и баоБАБы и передают приветы некой Марьяне. Более других отличился «Арбат Престиж»: в его рекламе появляется нагишом группа «На-На» — с подписью «Нюхаем вместе».

    Сотовая связь дешевеет

    «Илья Лагутенко не пользуется в Москве сотовым — очень дорого; в Лондоне гораздо дешевле» — сообщает журнал «Ом». Самый дешевый тариф — «GSM-Серебряный» у «Билайна» — требует 50 долларов за подключение и 10 долларов в месяц, минута разговора стоит 32 цента. У прямых номеров стоимость минуты доходит до 47 центов. Тем не менее людей с мобильными становится все больше. С собой обязательно нужно носить разрешение Госкомсвязи: его могут проверить на улице, а при его отсутствии мобильный отобрать.

    iMac

    В самых передовых московских офисах появляются «аймаки» — новые компьютеры Apple. Они похожи на леденец, стоят 1499 долларов, бывают пяти разных цветов (черника, клубника, мандарин, виноград и лайм), снабжены высокоскоростным модемом на 56 КБ и 4-гигабайтным жестким диском. «4 ГБ — это много. Действительно много» — сообщает реклама.

    Взрывы домов

    9 сентября рвануло на улице Гурьянова, через 4 дня — на Каширском шоссе. Два жилых дома, более 200 погибших — таких терактов Москва еще не знала. С них началась вторая чеченская война, рост популярности премьер-министра В. В. Путина и новая, страшная эпоха глобального терроризма. Эти взрывы стали нашим 11 сентября — с той лишь разницей, что в 1999 году 11 сентября было простой датой в календаре.

    «Ведомости»

    7 сентября в городе появляется новая деловая газета. Ее задача — посоревноваться с «Коммерсантом».

    Мюзикл «Метро»

    Чтобы не пугать публику, первый российский мюзикл «Метро» даже не называют мюзиклом — его раскручивают под лозунгом «тотальный музыкальный проект». В успех «Метро» никто толком не верит, а пресса сравнивает его с вышедшим параллельно мюзиклом «Волосы», который продюсирует Стас Намин.

    «Generation П» и «Голубое сало»

    Новый роман Пелевина — про рекламу, Вавилон и копирайтера Татарского — становится бестселлером. «Голубое сало» — первый роман Сорокина за 7 лет — продается куда хуже, но именно с него начинается новая медийная история писателя, которая закончится «Льдом», экранизациями и Большим театром.

    «Сибирский цирюльник»

    Главная российская премьера года сопровождается невиданной рекламной кампанией, фантастическим банкетом и выпуском одеколона «Юнкерский». Фразу «Он русский. Это многое объясняет» знают даже те, кто фильма не видел вовсе.

    Гарнитуры для мобильных

    На улицах Москвы появляются люди, которые с напряженными лицами говорят сами с собой: поступили в продажу первые гарнитуры для мобильных телефонов.

    Шнур

    В декабре в клубе «Бункер» группа «Ленинград» презентует альбом «Мат без электричества». Становится известно, что перед началом записи альбома группу покинул вокалист Игорь Вдовин, а его место занял басист — некто Сергей Шнуров.

    Главный вопрос конца 1999 года

    Who Is Mr. Putin?

    Открылись

    Первый магазин «Дикси», рестораны «Ноев ковчег», бутик Christian Dior, Школа акварели Сергея Андрияки, российский филиал Sony Music, ресторан «Репортер», аптека «36,6», магазины «Ароматный мир» (первая сеть винных супермаркетов), бутик Dolce & Gabbana, магазин Tati, болгарский ресторан «Механа Банско», гей-клуб «Партийная зона», бутик Pal Zileri, кафе «Елки-палки по…», бутик Tommy Hilfiger, ресторан Tesoro в Романовом Дворе, итальянский ресторан «Мои друзья» на 1-й Тверской-Ямской, клуб «Территория» (заново), галерея «Риджина» (заново), клуб «Джусто» (как японский ресторан), ресторан «Обломов на Пресне», кинотеатр «Горизонт», ресторан «Дрова».

 

оригинал статьи
о светской тусовке 1990-2005 (бг)




А так же :


Виды печати и способы их применения
Реферат по предмету «Техника и технология средств массовой информации» Выполнил студент 1 курса Мустакимов А. Московский Гуманитарный Институт им. Е.Р. Дашковой Факультет журналистики и рекламного дела Москва, 2000 год Введение. Прежде чем начать рассказывать об основных видах печатных форм, способах печати, о некоторых достоинствах и недостатках этих способов, стоит, наверное, определить основные термины полиграфического производства, которые будут упоминаться в работе.


О стратегии аудирования
Т. Ридгвей При разговоре о стратегиях все еще оставается проблема точного определения этого понятия, которое широко варьируется.  Исследователи не могут прийти к согласию в вопросе, являются ли стратегии осознанными или неосознанными. Действительно, граница между осознанным и неосознанным не является строго фиксированной и различается от одного индивидуума к другому в зависимости от уровня автоматизации.


Joke-BOX v2.0: Joke-BOX v2.0 Программа для анонимной отправки SMS-сообщений.



боян-2000: Москва ’99 (взгляд на 99-й из 2006-й) (БГ №8 (156) 2006 )
Hosted by uCoz