Большой успех «Рязанской мадонны» в Австралии еще раз окончательно и бесповоротно убедил меня: стоит, да, стоит! – иногда годами биться над песней, отшлифовывать стихи, бредить интонациями, искать свежие музыкальные ходы, повороты, краски; стоит мучиться, не спать ночами, отгоняя навязчивую мелодию, стоит – ради того, чтобы познать всего трех-четырехминутное состояние творческого удовлетворения, чтобы увидеть слезы или радость в глазах зрителей, чтобы всколыхнуть людские души, заставитьДИРЕКТОР ОРКЕСТРА
В.А.ВЕКШИН
Обычно, в рассказах об оркестре, все внимание обращено к художественному руководству, солистам, музыкантам. Но успех гастролей, концертов, творческого процесса в немалой степени зависит от директора коллектива, его помощников. В.П.Дубровскому повезло с администрацией. Его «взлет» подготовил энергичный талантливый организатор, заслуженный работник культуры РСФСР Виктор Александрович Векшин, который был директором оркестра 9 лет и успел сделать много такого, на что иным не хватит десятилетий. Он активно и плодотворно работал в тесном содружестве с В.П.Дубровским, поднял авторитет дирижера, помог «выйти ему в большой свет» и добился того, что Государственному оркестру имени Осипова на протяжении восьми лет дважды в год предоставлялся лучший концертный зал Ленинграда - Большой зал Филармонии. В каждый приезд в северную столицу московские музыканты стали давать по пять-шесть концертов подряд. Афиши того времени, вывешенные около входа в Филармонию, завораживали меломанов, заставляли остановиться и задержаться дольше обычного каждого, кто хотя бы чуть-чуть интересовался музыкой. Программы одна краше другой. Лучшая инструментальная музыка, созвездие вокалистов... Концерты проходили при аншлагах. Сразу взлетел авторитет коллектива. В музыкальном мире заговорили об оркестре им. Осипова как об уникальном значительном явлении.
При Векшине оркестр стал ежегодно выезжать в Прибалтику, на Черноморское побережье - в Крым, в Сочи, Адлер, Новороссийск, Гагры, Сухуми.
Виктор Александрович рассказывал:
- «В Риге и Юрмале у нас проходили один за другим пять концертов народного артиста СССР Георгия Карловича Отса. Затем четыре-пять концертов подряд пела Л.Г.Зыкина. Три концерта давал заслуженный артист РСФСР Николай Бармин с программой «Сергей Есенин». Получалось по 14-15 выступлений менее, чем за две недели.
В летний период каждый год по 10-12 концертов проходили на юге страны. В Сочи, куда приезжают не только отдыхающие, но и артисты, музыкальные коллективы со всего Советского Союза, в парке им. Фрунзе оркестр давал с аншлагом по шесть концертов. 5 тысяч слушателей!... На афишах сверкали имена Георга Отса, Ивана Петрова, Валентины Левко, солистов балета Большого театра. Блестяще работала сочинская филармония. Но главная причина успеха, аншлагов было в том, что сам оркестр зарекомендовал себя в первой поездке как коллектив, которому в русском жанре не было равных. Каждый, приезжавший в Сочи, если узнавал о концерте оркестра им. Осипова, считал своим долгом на нем побывать. Вот это был авторитет!
Латвия, Ленинград, Сочи. С этими городами связаны мои маленькие достижения, триумф оркестра, которые создавали предпосылки, благоприятные условия для организации гастролей не только по нашей стране, но и за рубежом.
Стоит вспомнить Первый Всесоюзный фестиваль советской песни в Ялте... Его кульминацию... Когда оркестр аккомпанировал солистам их заключительный номер. На сцене Юрий Гуляев, Клавдия Шульженко, Ольга Воронец, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Тамара Сорокина, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Юрий Вуячич, Мария Кодряну, Тамара Миансарова... Они с уважением смотрели на русский оркестр, пели в его сопровождении. Сколько таких было концертов!
Имя Виктора Павловича Дубровского стало символом высокого исполнительского мастерства, наших больших побед. Но «повозиться» с дирижером мне пришлось много. Как любой талантливый человек, Дубровский требовал к себе особого внимания. Мне приходилось контролировать все его действия, иногда самому направлять их в нужное русло. Я всегда старался поселиться рядом с ним, в соседней комнате. Это было необходимо, давало положительные результаты. Дубровский достиг высочайших творческих высот, с оркестром делал чудеса. Я скажу больше, на такого гениального дирижера русского народного оркестра, как Дубровский, можно было просто молиться. Он был дирижер с «двойным» образованием: окончил два факультета Московской государственной консерватории - по классу скрипки и дирижирования. Его незаурядные способности проявились сразу.
Конечно организовать большие туры, поездки по стране мне во многом помогали мои друзья, которые были у меня во многих городах СССР. Им не надо было объяснять, какой хороший оркестр к ним приедет. Они верили мне «на слово». Все давалось с огромным трудом. Организовать большую поездку для коллектива, в котором 80 человек, очень сложно. Были «проколы», артисты на меня ворчали, получал я «нагоняи» от руководства. На меня жаловались в Министерство культуры. Но ведь мы активно работали. Исколесили всю страну. Не только оправдывали зарплату, но приносили хорошую прибыль.
Первым испытанием для меня была поездка в Ульяновскую область, где мы дали сразу 30 концертов. Жили в трудных условиях, как сейчас говорят, в «домах колхозников», в общежитиях. Днем все отдыхали. Дубровский сознательно не проводил репетиции, чтобы сохранить музыкантам энергию, давал время «поднакопить силенки». Порой приходилось артистам спать на сеновале. Но мы чувствовали, что нужны людям, необходимы тем, к кому приезжали. Залы переполнены. Каждое выступление сопровождали овации. Ради этого стоило не замечать неудобства. Хотите верьте - хотите нет, но я, да и, как мне казалось, все участники поездок, были счастливы.
Как образец правильной организации больших гастролей, хочу напомнить о нашей поездке в Читу.
На протяжении нескольких дней читинский Дом офицеров был переполнен. Несколько концертов подряд давала Ольга Воронец, три концерта Николай Бармин. В зале не было свободных мест. Меня все спрашивали: - Откуда берутся слушатели? - Все очень просто. Хорошо поработала местная администрация. Мы договорились с властями о том, что публику привезут из области. Руководство совхозов, колхозов премировало своих лучших тружеников поездкой в областной центр с обязательным посещением концерта оркестра им. Осипова. То есть, когда слушатель не идет сам в концертный зал, его надо привезти. Понятно? В Читинской области это быстро сообразили, проанализировали и очень хорошо все организовали.»
***
С приходом в оркестр нового директора начался очередной период подъема и укрепления авторитета Государственного русского оркестра, осознание его значимости. До В.А.Векшина коллектив выезжал в зарубежные поездки. Но они не были столь масштабными, как по продолжительности, так и по количественному артистическому составу.
Мы с Виктором Александровичем стали чаще встречаться, когда он перешел на работу в Союз театральных деятелей. Уйдя на пенсию, он во время каждой нашей встречи постоянно вспоминал об оркестре им. Осипова, с которым связанные лучшие годы его жизни.
- Артисты оркестра постоянно от меня требовали, чтобы я организовал поездку коллектива за рубеж. Как будто это просто!. - ухмыльнулся Виктор Александрович. - А я в свою очередь попросил всех набраться терпенья и дать мне на выполнение этой задачи два года. Сразу появились бунтующие, недовольные.
- Слишком долго ждать, - говорили они мне.
- Ничего не поделаешь! Хотите положительный результат - ждите! - отвечал я им.
Трудно было. Но я нашел человека, который помог мне выйти на импресарио из Австралии. И мы договорились о встрече в Москве.
Ровно через два года, как и обещал, я выступил на художественном совете и сообщил, что к нам приезжает импресарио из Австралии на предмет переговоров о поездке оркестра за рубеж. Мои слова восприняли с ликованием. Еще бы! Музыканты засиделись в России.
Филипп Эджели прилетел в Москву вместе со своей женой и сыном Майклом, которому, кстати, отошла фирма, после кончины отца. Я устроил в честь их приезда прием - роскошный обед, как ты понимаешь, и не в репетиционном помещении оркестра, а в здании напротив, то есть в ресторане «София». По этому случаю заказал самый лучший кабинет, какой там тогда имелся. Там-то все и решили. Договорились о подписании контракта. Ударили по рукам.
И что ты думаешь?! О нашей встрече прослышал руководитель знаменитого Ансамбля танца Игорь Александрович Моисеев и «принял свои меры». Моисеев ведь тогда уже был звездой в мире искусства и, естественно, что перед ним распахивались все двери. Он пошел к министру культуры Е.А.Фурцевой и сразу после их встречи, Екатерина Алексеевна, естественно, через секретаря, позвонила мне в оркестр и попросила срочно явиться к ней на прием.
Пришлось изрядно поволноваться. Ведь я не знал причину экстренного вызова. Может быть, я сделал что-то не так, как надо, «ляпнул что-нибудь не то» во время переговоров с австралийцами. Чего только не передумал по дороге в министерство!
Когда вошел в кабинет, Екатерина Алексеевна показала мне на стул:
- Садись, Виктор Александрович!
Она всегда говорила со мной на «ты».
- У меня был Игорь Александрович Моисеев и жаловался на тебя. Рассказал он мне о твоей встрече с австралийцем, о переговорах и потребовал, чтобы в Австралию направили не «какой-то» оркестр им. Осипова, а проверенный коллектив с мировым именем. Потребовал принять меры. И знаешь, что я ему ответила?
- Нет, не знаю!
- Я сказала Игорю Александровичу: - «Дай Бог, чтобы Виктор Александрович с оркестром им.Осипова выехал в Австралию. Право, русский оркестр это заслужил. А Вы учитесь у Векшина как надо вести переговоры».
И прибавила: - Дерзай! Перед оркестром открывается перспектива, от которой дух захватывает. Не упусти свой шанс!
Екатерина Алексеевна была права. Ее слова меня ободрили. У меня словно выросли крылья.
Оркестр начал интенсивно готовиться к поездке. Репетиции удлинились и продолжались по несколько часов, но никто не роптал, так как все понимали, что оркестру предстоит нечто серьезное. Дубровский и я вели переговоры с композиторами о создании новых оригинальных сочинений для русского оркестра.. Естественно, Виктор Павлович ставил творческие задачи, а мне приходилось решать финансовые проблемы.
Когда Филипп снова прилетел в Москву, то мы показали ему в зале им. П.И.Чайковского новую программу с участием Людмилы Георгиевны Зыкиной, Ивана Ивановича Петрова, Валентины Николаевны Левко и танцоров Власовых. Каждый артист был великолепен. Солист Большого театра И.И.Петров настоящий бас. На концертах зал, когда слышал его, ревел от восторга. В.Н.Левко это тонкая натура. Голос окрашен редкой тембральной окраской, она владеет тончайшими нюансами. Два хороших танца подготовили Власовы. Один из них был чисто классический, другой - в русском стиле. Кроме вокалистов и танцоров, у нас были очень «сильные» солисты-инструменталисты: Анатолий Беляев (электронный баян), балалаечник Анатолий Тихонов, домрист Владимир Яковлев. Кстати, хочу особо отметить, что Володю Яковлева очень любил Дубровский. Он приглашал его во все поездки. Семен Хуторянский мне рассказывал, что артисты шутя стали называть Яковлева «лакмусовой бумажкой», так как, его появление в оркестре, было признаком предстоящей поездки, и сигналом к тому, что можно начинать готовиться к зарубежным гастролям.
Очень трудным было оформление выездных документов. Каждый артист проходил тщательную проверку. Порой создавались искусственные трудности. Мне приходилось сражаться с «выездной» комиссией буквально за каждого артиста и все-равно некоторых из них не пропустили. Обидно было за Юрия Чернова - гордость нашего оркестра, лучшего аранжировщика. Коллектив обязан ему созданием лучшего, что появилось в репертуаре за последнее время. Чиновники мне категорически заявили: - Виктор Александрович, не вмешивайтесь. Мы не можем вам все рассказать. Чернов не рекомендуется для поездки за рубеж. Много лет спустя, один из сотрудников мне доверительно рассказал, что Юрий Валерьянович имел неосторожность в одном из разговоров «неправильно» пошутить, о чем поступило соответствующее письменное заявление. Его «повесили на гвоздик». Было тогда такое выражение. Несколько раз я показывал список министру, с надеждой, что она мне поможет. Екатерина Андреевна лишь сочувствовала: - Это твой Крест. Надо и через это пройти! У тебя все получится.
Из 98 заявленных музыкантов «пропустили» 78.
Перед самым отъездом мне позвонила Е.А.Фурцева и произнесла лишь одну фразу, которую я навсегда запомнил: - Виктор Александрович, я желаю оркестру добра! - И повесила трубку.
Мы полетели в Австралию, потом в Новую Зеландию. Поездка была сказочной и продолжалась около 5 месяцев. Впечатлений от нее хватит до последних дней жизни. Месяц в Мельбурне, 18 дней в Сиднее, 12 дней Аделаиде. И так далее. Везде успех, аншлаги, восторженная пресса. Артисты между концертами ездили на экскурсии, ходили в гости, «купались в славе»..
Но сколько было непредвиденный осложнений. Не всем нравилось, что в Австралию прилетел русский оркестр, да еще из СССР.
Не обошлось без происшествий. В гостинице, в которой поселился оркестр, на первом этаже подожгли сразу несколько номеров. То, что это поджог, не было никаких сомнений! До приезда пожарников тушить огонь пришлось артистам. Если бы ждали пожарников, то через 20-30 минут людям, спасаясь, пришлось бы прыгать через окна со второго и третьего этажей. Об этом сообщили как австралийские газеты, так и «Советская культура».
Оберегать артистов приходилось постоянно. Однажды, когда на сцену бросили шашку со каким-то противным запахом, пришлось музыкантов и слушателей срочно вывести на улицу. Когда помещение проветрилось и концерт начался, то прошел он с потрясающим успехом. Провокация только «разогрела» публику. Мне же в дальнейшем пришлось быть на чеку. Когда на одном из последующих концертов я увидел, как на сцену полетела какая-то бутылка, не думая, с чем она, схватил ее, побежал через какие-то двери подальше от сцены, бросил ее и она разбилась. Вокруг все завоняло, но артисты этого не почувствовали. Хорошо, что взрыва не было! Концерт прошел нормально, без остановки.
***
В своей книге воспоминаний народная артистка СССР Людмила Зыкина о поездке в Австралию пишет с особым чувством гордости за свою Родину. Есть у нее там такие строки:
«Зимой 1967 года с оркестром имени Осипова я побывала в Австралии. В рассказе о том времени очень уместно слово «впервые»: впервые я выезжала за границу так надолго - почти на трехмесячные гастроли, впервые - с таким замечательным коллективом, впервые - в такую далекую страну.
Мельбурн встретил нас огромными щитами с экзотической рекламой: «Только в Австралии вы увидите самые мощные эвкалипты в мире, только здесь сможете любоваться уникальными животными - кенгуру, ехидной, сумчатым медведем коала. В прибрежных океанских водах вас ожидает встреча с акулами».
Но мы-то приехали на «зеленый континент» не как туристы, совсем другие мысли теснились в голове. О том, как выйдешь на сцену, что будешь петь, как примут, поймут ли, оценят. Страна-то уж больно далекая, необычная во всех отношениях.
И вот премьера.
За несколько минут до начала заглянула в зал - что хоть там за публика? В партере рассаживаются мужчины в строгих черных смокингах, многие с тростями в руках, лица надменные, невозмутимые, на них словно написано: ну-с, посмотрим, чем вы нас собираетесь удивить! Женщины в длинных вечерних туалетах, в дорогих мехах. Импресарио назначают весьма высокую цену за билеты, позволить себе пойти на премьеру зарубежных гастролей может далеко не каждый.
Из солистов я пела первой. Вышла, поклонилась. Почувствовала сразу, как наставили на меня бинокли и лорнеты: изучают, в диковинку, поди, домры да балалайки, владимирские рожки!.
.Много месяцев спустя я перечитала в дневнике запись о том концерте в Мельбурне, и снова ожило все перед глазами. Я вспоминала «чопорные фраки» в экзотической Австралии, которая и войны-то не нюхала, вспоминала, как на вид сдержанные, сухие господа незаметно, чтобы никто не увидел, смахивали кончиком платка слезы, а более непосредственные женщины плакали в открыто, не стесняясь. И радостно мне стало за русскую песню, которая открывает души.
Сергей Владимирович Михалков как-то говорил мне, что вызвать у зрителя смех не так уж сложно, много труднее - заставить его плакать. Сила настоящего искусства - в мощном воздействии на чувства людей. Песня - самый доходчивый, самый демократический жанр. Звучит-то ведь всего три-четыре минуты, а какая сила в ней может быть заложена!
Большой успех «Рязанской мадонны» в Австралии еще раз окончательно и бесповоротно убедил меня: стоит, да, стоит! - иногда годами биться над песней, отшлифовывать стихи, бредить интонациями, искать свежие музыкальные ходы, повороты, краски; стоит мучиться, не спать ночами, отгоняя навязчивую мелодию, стоит - ради того, чтобы познать всего трех-четырехминутное состояние творческого удовлетворения, чтобы увидеть слезы или радость в глазах зрителей, чтобы всколыхнуть людские души, заставить слушателя поверить в то, о чем поешь.»
***
Последние слова, которые я услышал от Виктора Александровича Векшина:
- У оркестра были интересные неоднократные гастроли в США и Канаду, по Европе. Но если бы не Австралия!. - И добавил: - Быть директором Государственного русского оркестра весьма не просто. Но есть в этом свои прелести. Приятно сознавать, что мне удалось сделать кое-что свое для популяризации народных инструментов.
Когда оркестр отмечал свое пятидесятилетие, ему присвоили звание АКАДЕМИЧЕСКИЙ. Тогда это было чуть ли не сенсацией. Это звание было не просто заслужить. Мало кому удавалось его получить. Пятерым артистам присвоили Почетные звания. На сцене зала им. Чайковского награды вручала министр культуры СССР Е.А.Фурцева. Оркестр стал путеводной звездочкой для тех, кто шел за нами.
ГАСТРОЛИ В КОРЕЕ
Когда я перелистывал подшивку журналов «Культура и жизнь», то мне попался №12-й за 1977 год, где опубликован мой рассказ о поездке оркестра в Северную Корею. Я перечитал его и вспомнил то, что было много лет назад. Как будто все это было вчера.
- Во многих странах мира прославлял советское искусство Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П.Осипова под руководством народного артиста РСФСР Виктора Павловича Дубровского.
Недавно музыканты побывали в Корейской Народно-Демократической Республике. Около пятнадцати тысяч слушателей четырех крупнейших городов - Пхеньяна, Нампхо, Кымсона и Кэсона побывали на концертах московских артистов.
В концертах Государственного русского оркестра имени Осипова принимали участие солисты-вокалисты заслуженные артисты РСФСР Галина Писаренко и Анатолий Мещевский. Солисты балета Москонцерта Тамара Иванусенко и Валерий Борисов показали два современных танца - задорную «Молодежную пляску» и русский танец «Вятские игрушки».
В течение нескольких дней в центре Пхеньяна внимание жителей корейской столицы привлекала необычная афиша, на которой среди стройных березок на фоне нежно-голубого неба была нарисована балалайка. Афиша сообщала, что впервые в Корее выступает русский народный оркестр.
Концерты московского коллектива вызвали повышенный интерес не только у специалистов, но и у самых широких слоев населения.
И, естественно, что советские артисты перед премьерой волновались. Они знали, что корейцы народ музыкальный. В этом они имели возможность убедиться, едва сев в самолет. По дороге в Пхеньян две корейские девушки эмоционально в два голоса спели им несколько своих национальных песен. Голоса их звучали стройно, отлично сливаясь друг с другом. Позднее, уже в Пхеньяне, осиповцы прослушали одну из революционных опер - «Песня об Алмазных горах», а во время посещения кинофабрики познакомились с великолепным симфоническим оркестром, который специально для русских артистов сыграл несколько произведений их своего репертуара. На память об этой встрече у корейских музыкантов остались пластинки с записями оркестра им. Осипова.
В день премьеры в Большом оперном театре собрались трудящиеся столицы, рабочие, студенты, журналисты, почти весь дипломатический корпус, аккредитованный в Пхеньяне. Концерт полностью транслировался по Корейскому телевидению. Более двух часов музыканты оркестра им. Осипова держали зал в напряжении. Один номер под дружные аплодисменты слушателей сменял другой. Мелодия русской народной песни «Вечерний звон» в обработке А.Мосолова разлилась по залу, полностью захватив зрителей. На смену ей приходит веселая песня в обработке В.Попонова «Куманек, побывай у меня». В переполненном зале звучит музыка, совершенно необычная для корейских слушателей, такая, например, как «Танец с саблями» А.Хачатуряна из балета «Гаянэ». Обычно корейцы очень сдержаны в проявлении своих эмоций. Но и они не смогли скрыть своих эмоций, когда играл лауреат международного конкурса Валерий Петров, используя все возможности многотембрового баяна, или когда лауреаты международных конкурсов А.Цыганков и В.Яковлев темпераментно играли дуэтом.
Прозвучала в концерте и корейская музыка. Секстет балалаек под руководством Анатолия Тихонова перед гастролями в КНДР разучил народную мелодию «У ручья».
Под дружные аплодисменты зала Анатолий Мещевский исполнил песню «Корея едина».
Во время гастролей по стране у артистов оркестра было немало интересных встреч. Так, надолго запомнится артистам встреча с рабочими Кымсонского тракторного завода. Артисты побывали в цехах этого огромного предприятия. На просторной заводской площади состоялся концерт, на котором были тысячи рабочих.
Незаметно пролетело время гастролей. В памяти каждого из участников поездки остались яркие впечатления.
Как бы подводя итог гастролям артистов в Корею, пхеньянская газета «Минчжу Чосон» сообщила: «Музыканты под руководством народного артиста РСФСР главного дирижера Виктора Дубровского и дирижера заслуженного артиста РСФСР Виталия Гнутова талантливо исполнили изящную, наполненную огромной эмоциональной силой русскую музыку. Во время концертов оркестра им. Осипова мы узнали, каких значительных успехов достигли российские артисты в области развития национального творчества, русских народных инструментов.»
***
В журнале «Культура и жизнь» в этом же номере опубликован мой рассказ о солисте оркестра им. Осипова Анатолии Васильевиче Тихонове.
ЧТО ЗА ЧУДО - БАЛАЛАЙКА!
/А.В.ТИХОНОВ/
Народный артист РСФСР Анатолий Тихонов
Когда на сцену Мельбурнского университета вышел стройный парень с балалайкой в руках, зрители встретили его настороженно. Что за сюрприз преподнесет им этот русский?
А парень, нисколечко не смущаясь, улыбнувшись залу, легонько прижал струны и ударил по ним пальцами. Три тысячи слушателей затаили дыхание. Полились широкие, раздольные русские мелодии. После первых же номеров студенты и преподаватели устроили Анатолию Тихонову восторженные овации.
- Весь концерт, - вспоминает народный артист России Анатолий Тихонов, -проходил на каком-то особом внутреннем подъеме, на едином дыхании. Обычно на сцене исполнителей охватывает волнение, появляется напряжение, движения становятся скованными. Здесь же наоборот. Зрители так внимательно слушали, а потом горячо принимали меня, что о трудных технических местах в произведениях я просто не думал.
Доброжелательность аудитории придает силы. Мне аккомпанировала народная артистка РСФСР В.Н.Городовская. Мы переиграли с ней все, а нас просили сыграть еще и еще. Во многих странах мира мне приходилось выступать, но с особенной теплотой я вспоминаю этот концерт в Мельбурне. Он был необыкновенный по приему слушателей, их реакции.
- Красотой и свежестью веет от балалайки! - услышав музыканта, восторженно сказала известная австралийская писательница Катарина Причард.
- Балалайки потрясли Австралию! - словно подхватывая ее слова, воскликнул музыкальный обозреватель.
- Вот оказывается на что способна русская балалайка! Ей покорны и классика и народная песня, - прибавили газеты.
***
Солист оркестра им. Н.П.Осипова Анатолий Васильевич Тихонов много путешествует со своей балалайкой по всему свету.
- «Если сосчитать все километры, какие я «намотал», то можно несколько раз накрутить нить по экватору», - говорит артист.
Он выступал в Северной и Южной Америке, Средней Азии и странах Африки. Когда Тихонов сыграл для Никиты Сергеевича Хрущева, то тому так это понравилась, что музыканту пришлось повторить пьесу несколько раз. Любил слушать русского музыканта американский президент Р.Никсон. Однажды он пригласил балалаечника к себе домой, чтобы всласть насладиться игрой и подивиться мастерству виртуоза из Москвы.
Анатолий Тихонов услышал впервые балалайку в одной из подмосковных деревень во время сельских гуляний. Играл кто-то из местных жителей. Простые незатейливые мелодии запомнились мальчику, остались в сердце. Впоследствии, освоив в совершенстве балалайку, он часто воспроизводил напевы и наигрыши, услышанные в деревне.
Отец Тихонова погиб на фронте. Матери было трудно одной прокормить семью. Тогда сын пошел учиться в ремесленное училище. И там не забывал балалайку, играл в самодеятельном коллективе.
Что за чудо - балалайка! После большого трудового дня возьмешь ее в руки, начнешь играть, и вроде бы отступает усталость, незаметно летит время. Концертмейстер оркестра дважды Краснознаменного им. А.Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии А.А.Каперонин, руководивший кружком, куда попал А.Тихонов, заметив отличные данные юноши, как-то сказал ему:
- Играть тебе парень на балалайке соло. Подожди немного, возможно, это твоя судьба!
Слова педагога оказались пророческими. Вскоре состоялся первый концерт перед сверстниками, друзьями. Пришел первый успех.
После окончания ремесленного училища Анатолий пошел работать токарем на Московский механический завод. И опять с ним была балалайка. Заметив тягу молодого рабочего к народному инструменту и его музыкальные способности, специальным приказом министра Анатолий Тихонов был направлен учиться в училище им. Октябрьской Революции. Пришел на вступительные экзамены в ремесленной гимнастерке, с трудовыми мозолями на руках. И эти руки удивили экзаменаторов.
Начались серьезные кропотливые занятия в классе заслуженного артиста РСФСР Б.А.Романова. Оказывается, и на балалайке надо много и долго учиться, чтобы овладеть всеми премудростями игры на этом, казалось бы простом инструменте. Легко сыграть простейший наигрыш, мелодию плясовой, но трудно сыграть ее в концертной обработке, да так, чтобы плясать хотелось. А ведь музыкант, если он действительно музыкант, должен еще освоить классику, знать все, что делали его предшественники, чтобы пойти дальше них, не повторять ошибки других.
Позднее, занимаясь в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в классе заслуженного деятеля искусств А.С.Илюхина, Анатолий убедился, что безупречное исполнение - это далеко не все. Слушатели ждут от музыканта проявления его музыкальной индивидуальности. Балалаечников много, но яркие таланты, к сожалению, можно пересчитать по пальцам.
- «Есть мировая культура, которую музыкант обязан познать не только через свой слух, но и через руки, через сердце. Поэтому-то на балалайке надо играть сочинения Перголези, Моцарта, Паганини. Если раньше балалайку слушали как некий экзотический инструмент, то в связи с увеличением информации, благодаря радио и телевидению, экзотика частично пропала. В наше время балалайку принимают как полноправный концертный инструмент, на котором можно исполнять самую разнообразную музыку.» - высказывает свое мнение А.Тихонов.
Наверно, поэтому так разнообразен репертуар народного артиста. В его программах звучат произведения Крейслера, Сарасате, Тартини, Паганини...
В Швеции, где прошли концерты советских артистов, одна из газет писала:
«Все номера были на высоте, но все же необходимо отметить совершенно феноменальное выступление виртуоза-балалаечника А.Тихонова, который исполнил ряд произведений, среди которых Вторая Венгерская рапсодия Листа.»
Композиторы специально для него пишут оригинальные сочинения. Но особенно проникновенно звучат в его исполнении русские народные песни. Они берут за сердце.
По мнению маститых музыкантов, играть на балалайке русские народные песни так, чтобы они «брали за душу и переворачивали все изнутри», совсем не просто. Когда-то сам Осипов в ответе на вопрос И.А.Балмашева «почему в репертуаре Николая Петровича мало народных мелодий», откровенно признался: - «Я люблю народные русские песни, плясовые, но не умею их играть! Поэтому чаще обращаюсь к переложениям классических произведений».
После окончания музыкального училища молодой балалаечник был принят в Государственный русский народный оркестр им. Осипова. В творческой жизни коллектива появилась яркая страница, которую вписал Анатолий
Васильевич Тихонов.
Первый серьезный успех пришел к нему в 1957 году на Всесоюзном молодежном фестивале исполнителей на народных инструментах, где он получил звание лауреата и Большую Золотую медаль.
Наиболее ответственное выступление было на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Предварительно было проведено несколько отборочных конкурсов, в которых участвовала артистическая молодежь всей страны. Анатолий Тихонов выдержал их с честью и добился права представлять русское искусство. Его выступления прошли с большим успехом, и он стал лауреатом международного фестиваля, получив вторую Золотую медаль.
В 1964 году виртуоз-балалаечник стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады.
С приходом А.Тихонова на большую эстраду, концертный балалаечный репертуар поднялся на более высокую ступень, обогатился настолько интересными и значительными произведениями, что их подхватили музыканты всего мира. То, что исполняет Тихонов, стараются повторить его последователи. Как мастер высочайшего класса, Тихонов первопроходец в своем деле.
Солист записал и выпустил несколько сольных грампластинок, которые пользовались повышенным спросом у любителей игры на балалайке. На одной из них собраны произведения В.В.Андреева, на другой - русские народные песни в обработке Б.Трояновского.
Анатолий Тихонов и Вера Городовская
Более 50 лет он - солист Российского национального оркестра народных инструментов. Но кроме сольной карьеры, Анатолий Тихонов проводит большую педагогическую работу. У него есть талантливые ученики, последователи. Сохраняя лучшие традиции оркестра им. Осипова, с большим успехом на протяжении многих лет выступает в концертах унисон балалаечников под руководством Анатолия Тихонова.
Не спокойна, но увлекательна жизнь большого артиста. Он продолжает много гастролировать как по нашей стране, так и за рубежом.
***
Анатолий Тихонов народный артист России, кавалер многих правительственных наград. Его грудь украшают ордена «Знак Почета» и «Дружба народов». Он один из немногих среди исполнителей на народных инструментах, кто отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством IV-й степени» (1999 год).
***
Если анализировать творчество трех самых именитых виртуозов-балалаечников, то можно отметить, что каждый из них хорош по-своему. Павла Ивановича Нечепоренко музыканты часто называют «балалаечным скрипачем», так как он отдает предпочтение исполнению сочинений мировых классиков. Михаил Федотович Рожков - легендарный мастер эстрады. У него балалайка в руках - волшебница, выделывает чудеса, «разговаривает». Сердцу Рожкова ближе русские народные наигрыши, песни и оригинальные мелодии советского периода. В репертуаре Анатолия Васильевича Тихонова музыка разная: здесь и русские мелодии, и сложнейшие классические сочинения, и оригинальные произведения. Исполняет их Тихонов в академической манере. Его игра отличается глубоким пониманием того, что он хочет предложить своим слушателям. Он по праву признан Мастером своего дела.
РУССКИЙ ПАГАНИНИ
/А.А.ЦЫГАНКОВ/
Народный артист России Александр Цыганков
Листаю страницы газет. Просматриваю, что в них есть о солисте оркестра им. Осипова Александре Андреевиче Цыганкове? Оказывается очень много. Поэтому цитирую произвольно лишь некоторые из них.
«Вдохновенно играет на домре лауреат международного и Всероссийского конкурсов Александр Цыганков. Домра в его руках стала инструментом, на котором можно исполнять самую различную музыку.»
«Ставропольская правда».
«Большой популярностью на фестивале им. Глинки пользуется домрист А.Цыганков. Он виртуозно владеет своим инструментом. Смоляне услышали в его исполнении «Венецианский карнавал» Паганини.»
«Комсомольская искра». Смоленск.
«Любители русской музыки подолгу не отпускают со сцены солиста А.Цыганкова.»
«Казахстанская правда». Алма-Ата.
«На старинной русской домре он с блеском исполняет собственные произведения, а так же сочинения Д.Шостаковича, И.С.Баха.»
«Советская Кубань».Краснодар.
«А.Цыганков исполнил три свои концертные пьесы на темы русских народных песен «Белолица-круглолица», «Не брани меня, родная», «Частушки». Красочная оркестровка, эффектные динамические и агогические сдвиги, а так же виртуозное мастерство солиста - все это заслужило высокую оценку аудитории.
Отлично исполнил А.Цыганков «Думку» Н.Будашкина, «Русскую рапсодию» Ю.Шишакова и «Бакское каприччио» П.Сарасате. В последнем сочинении особенно убедительно раскрылись привлекательные черты дарования артиста. Темпераментность игры чередовалась с нежным исполнением напевной мелодии, выразительность звучания сочеталась с виртуозной техникой»
Журнал «Музыкальная жизнь». №16, 1975 г.
«Высокий профессионализм показал А.Цыганков. Посредством своего большого мастерства, языком музыки он передал сердечные поздравления русского народа корейским зрителям. Своим многогранным талантом, техническим исполнением русских мелодий он захватил слушателей. Во время игры он то слегка ударял по струнам экзотического инструмента, то щипал их пальцами, вызывая необычные звуки, вводя публику в прекрасный мир русской музыки.»
«Миндо чусо». Пхеньян. Корея
***
«Русским Паганини» называют зарубежные слушатели солиста оркестра им. Осипова народного артиста России Александра Андреевича Цыганкова. Родился он в Омске в 1948 году. На домре виртуозно испо
А так же :
Взлом чарта 21.10.10 22:05
Появились подробности о действительно народном Фольксвагене
Установка WP
О
возможности защиты права собственности на недвижимость путем виндикации
Дингин Алексей Александрович, студент 4 курса дневного отделения Юридического института Томского государственного университета, В цивилистической литературе иногда высказывается мнение о том, что область применения виндикации ограничивается только движимыми вещами и объектами права собственности, указанными в абз.